Меню

u-he Zebra 2.5

Практикум по u-he Zebra 2.5

Программный синтезатор Zebra можно причислить к лучшим продуктам профессионального уровня для 2011 года, в сообществах прогрессивных музыкантов он был известен и раньше, получал там очень высокие оценки и, в целом, всегда обозначался как «must have». Нужно отметить, что программа не простая в освоении, особенно для новичков, имеет множество настроек, охватывающих буквально все поколения синтезаторов. При этом в нем, действительно, выбрано все самое лучшее и ценное.

На русском языке подробной документации по программе нет, поэтому было решено сделать таковую. Вашему вниманию сегодня представлена первая часть описания, в котором мы расскажем об интерфейсе, начнем разговор о настройках Global, а также расскажем о генераторах (осцилляторах). Итак, приступим.

Общее описание рабочего интерфейса 

Интерфейс Zebra является трансформируемым и довольно удобным в использовании. Его можно условно разделить на верхнее окно, которое переключается между тремя режимами:

  • Perform — работа с программными «джойстиками».
  • Synthesis — основная закладка, в которой мы работаем с синтезаторами и их внутренним наполнением.
  • Patches — навигация по библиотекам готовых пресетов программы.

…и нижнее, где вы обнаружите стационарную систему навигации с множеством окон закладок, среди которых Global (общие настройки), OSC 1-4 (четыре осциллятора), FMO, MSEG, XY, Arp/Seq, Matrix.

Стоит отметить, что в рамках создания и конфигурирования любого пэтча имеются две основные матрицы подключений, одна находится в верхнем окне, включенном в режиме Synthesis, где вы управляете всем внутренним наполнением (осцилляторы и т.п.), вторая — в нижнем окне, в наcтройках Global. Здесь можно подключать эквалайзеры, модуляторы, в общем, наводить окончательную косметику на выходной звук.

Также стоит отметить, что в различных частях рабочего интерфейса имеются безымянные кнопки регуляторов с многоточиями вместо подписей под ними. Это многозадачные потенциометры, для того, чтобы присвоить им какой-нибудь параметр (LFO и т.п.), нажмите над самим регулятором (не многоточием) правую кнопку мыши, после чего увидите список.

Основные настройки (Global) — нижнее окно 

Приступим к конкретному описанию всех элементов — это очень важно, потому как каждый потенциометр (регулятор) или переключатель имеет серьезный практический смысл, влияющий на ситуацию в целом.

Режим голоса (Voice Mode) подразумевает выбор среди вариантов:

  • Poly. Обычная полифония, переключение ее настроек производится в окошке Voices. Этот режим позволяет играть аккордами.
  • Retrigger. Монофония, то есть в каждый момент времени может проигрываться только одна нота. Режим Retrigger подразумевает, что любая из нот воспроизводится со своей отдельной огибающей.
  • Legato. Монофония, при воспроизведении нескольких нот идущих подряд используется и растягивается единая огибающая для всей такой фразы целиком.
  • Arpeggiator. Полифония, фразы делаются в специальном модуле Arp/Seq (арпеджиатор/секвенсор).
  • Duophonic. Это стандартный дуофоничный режим, который известен нам по ряду классических аналоговых синтезаторов, в частности ARP Odyssey. Они позволяют, в отличие от монофоничных одновременно воспроизводить две ноты, которые терминологически разделяются на, соответственно, нижнюю и верхнюю.

Дуофоничный режим является новым включением в Zebra (в предыдущих версиях его не было), при этом нужно знать, как в нем построено разбиение: все нечетные подключаемые модули (OSC, FMO, Comb, VCF, XMF) отвечают за воспроизведение нижней ноты, а четные — верхней.

При регулировании параметра Voices вы можете переключаться между режимами Few (4 голоса), Medium (8 голосов) и Many (16 голосов). Это позволяет настроить не только качество звучания (чем больше голосов — тем лучше), но произвести некоторого рода оптимизацию. Дело в том, что любой синтезатор подобного уровня довольно сильно нагружает процессор, следовательно, чем меньше голосов, тем меньше аппаратных ресурсов задействуется. При работе вполне достаточно Few или Medium, а для качественного экспорта в финальный микс имеет смысл переключиться на Many.

Параметр Voice Drift во включенном состоянии (On) дестабилизирует точность питча (высоты ноты), что приближает звучание синтезатора к своим аналоговым собратьям из 70-80-х. Для соблюдения точности, необходимо его отключать (Off).

Voice Microtuning использует в качестве основы файлы-таблицы с расширением .TUN, которые доступны в интернете, обычно бесплатно. На уровне стандартной работы с синтезатором на базе европейской музыкальной школы этот параметр не так важен — достаточно того, что есть по умолчанию. Хотя, появившаяся, особенно в начале 2011 года, мода на микротюнинг уже довольно быстро распространяется, и данная надстройка поддерживается все большим количеством устройств. Теперь уже можно без труда переходить, например, на классическую индийскую школу (северную), в рамках которой предусматривается 22 ноты на октаву (четвертьтоны) и множество других народных, джазовых и т.п.

Для настройки высоты общего звучания предусмотрены параметры задания диапазона Pitch Bend (от 0 до +/- 12 полутонов), изменения по полутонам Tune Shifts (+/- 24 полутона) и более тонкая подстройка Fine Shifts (+/- 50 центов).

↑ Наверх ↑

Регуляторы Glide и Glide2 подразумевают портаменто (или же глиссандо), то есть «питчевые въезды» в ноты, создание эффекта игры с подтяжкой, в общем этот эффект очень знаком в основном музыкантам, играющим на струнных и, конечно же, любителям аналоговых синтезаторов. Также можно реализовать и плавное перетекание питча от одной ноты к другой. Кстати, многие музыканты/аранжировщики получали схожие по ощущениям результаты, когда играли, параллельно задействовав на MIDI-клавиатуре колесико Pitch, создавая тем самым так называемые «подтяжки».

В прошлых версиях Zebra использовался только один такой параметр, причем назывался он не Glide, а Portamento. Тут стоит сразу сказать, что в рамках самого эффекта одноименный регулятор указывает длительность портаменто, а второй — Range — силу (диапазон) для него.

В версии Zebra 2.5 мы уже встречаем два варианта на замену Portamento — Glide и Glide2. Glide функционально повторяет Portamento из предыдущих версий, а Glide 2 подразумевает биполярные отклонения. При этом для обоих имеется один регулятор диапазона Range.

Также при использовании Glide/Glide 2 вступает в силу один из двух режимов Glide Mode — time или rate. В первом случае «въезды» производятся фактически ступенчато, во втором — плавно. Вообще, для того, чтобы полноценно прочувствовать данный блок настроек и понять как что работает, рекомендуется зациклить небольшой MIDI-фрагмент и воспроизвести его синтезатором при малом значении BPM, т.е. медленно. Также нужно сказать, что Glide/Glide 2 наиболее выгодно применять только для полифонического режима работы синтезатора.

Название параметра Smooth Attack говорит само за себя — при его включении атаки воспроизводимых нот станут более мягкими. Это может дать неплохой окрас.

Swing Generator в рамках Zebra не сильно отличается от подобных модулей в других синтезаторах, где он используется в основном для модулей арпеджиаторов, хотя в данном инструменте он охватывает гораздо больше параметров.

Параметром Bypass FX можно включать/отключать все эффект-процессоры пэтча, то есть именно те, которые вносятся в матрице подключений в самом окне глобальных настроек Global.

Генераторы 

Включив любой пэтч, и, зайдя во вкладку Synthesis, в правой части верхнего окна вы можете обнаружить генераторы OSC (от одного до четырех), а на самой матрице подключений (по центру) их наличие в схеме.

Если говорить о модульном представлении в левой части, то каждое окошко осциллятора имеет множество настроек, и внешне все выглядит очень просто, хотя внутри содержится просто ураганная мощь.

Для начала перечислим переключатели:

  • single/dual/quad/eleven подразумевает, соответственно, 1-но, 2-х, 4-х или 11-ти ярусные генераторные режимы работы осциллятора. Последний также часто именуется как «superwave».
  • Invert подразумевает создание противофазной составляющей сигнала. Этот вариант эффективно работает в случаях, когда вы, например, будете изменять положение ручки фазы Phase/PW, в результате чего у вас получится классический вариант PWM, в рамках которого основная волна будет смещаться, в то время как инвертированная сохранять свое положение.
  • Sync включает на внутреннем уровне режим Sync (добавление высших гармоник).
  • Reset подразумевает включение режима, при котором настройки фазы идентичны при старте каждой ноты.
  • Три кнопки — Phase/Sync, Osc FX и Mixer — переключают нижний ряд регуляторов.

Регуляторы (верхний ряд, он статичен):

  • Wave. Если вы в нижнем окне откроете закладку любого осциллятора, то обнаружите, что там возможно задавать 16 различных форм волн. Это можно делать как вручную, так использовать и хорошо настроенные пресеты программы специально для этого случая. Так вот, регулятор Wave позволяет переключаться между этими формами от 1 до 16-й соответственно. При этом стоит отметить, что переключение идет не строгое, а плавное, то есть, с десятичными долями, например, 1.2 или 7.4, что соответствует для данного случая неким промежуточным вариантам между двумя формами волны с определенной долей участия каждой.
  • Tune — настройка высоты звучания осциллятора +/- 48 полутонов. При регулировании этого параметра с одновременным удержанием клавиши Shift доступна более тонкая подстройка не только по полутонам, но и центам.
  • Detuning — дополнительная подстройка +/- 50 центов. Это если говорить только о режиме Single, для других данный вариант не работает, но можно использовать случай с клавишей «Shift» и регулятором Tune.
  • Vibrato — изменение питча на величину +/- 50 центов с частотой, на котором работает LFO1 (0-100).

Как уже было сказано выше, нижний ряд регуляторов является динамичным, то есть отображает то, что включено в рамках кнопок Phase/Sync, Osc FX и Mixer.

Регуляторы (нижний ряд для режима Phase/Sync):

  • Phase/PW — изменение фазы. Причем, как описано выше, при включенном режиме генератора Invert мы можем получить PWM, а также стоит указать, что при быстрой частоте модуляции фазы мы получаем звуки, которые слушаются на другой высоте (меняется питч).
  • Sync — известный эффект классических аналоговых синтезаторов с добавлением высших гармоник.

Регуляторы (нижний ряд для режима Ocs FX) не заполнены, поскольку вы можете подключать любые модули на ваше усмотрение из заранее подготовленного списка, который выпадает при нажатии левой кнопкой мыши над надписью None. Вариантов предлагается достаточно много.

Перечислим их:

  • Fundamental — изменение уровня спектральной основы (Spectral FX). Диапазон изменений составляет +/- 100%. Причем при -100% мы получаем инвертированный вариант, а при 0 — все без изменений.
  • Odd for Even — при изменении этого параметра в положительную сторону четные гармоники переводятся в нечетные. В результате чего звучание приближается к прямоугольной форме волны (у нее все гармоники нечетные). При регулировании параметра в отрицательную сторону происходит все наоборот: нечетные гармоники переводятся в четные.
  • Brilliance — усиление или ослабления присутствия высших гармоник, что по результату дает более яркий или более тусклый варианты звучания.
  • Filter — при положительных значениях регулировки мы имеем дело с HP-фильтром, отрицательных — LP-фильтром.
  • Bandworks — при положительных значениях регулировки мы имеем дело с bandpass-фильтром, отрицательных — notch-фильтром.
  • Scrambler — модулирование фазы волны осциллятора этой же волной (подобная техника используется в FM-синтезе). В результате чего формируются новые обертоны.
  • Turbulence — периодическое смещение гармоник.
  • Expander — расширение/сужение спектра. Похож на Brilliance.
  • Symmetry — согласование направления форм волн при циклическом воспроизведении.
  • Phase Xfer — Вариант PD (phase distortion/искажение фазы)-синтеза, при котором оригинальная форма волны не воспроизводится напрямую, а используется в качестве фазочастотной характеристики другой синусоидальной формы.
  • Phase Root — оригинальная форма волны умножается на фазочастотную характеристику синусоидальной.
  • Trajector — оригинальная форма волны складывается с фазочастотной характеристикой синусоидальной.
  • Ripples — умножение формы волны на различные гармоники.
  • Formanzilla — умножение спектра волны на различные гармоники.
  • Sync Mojo — симуляция Sync.
  • Fractalz Like Sync Mojo — симуляция Sync с получением большего количества гармоник.
  • Exophase — 7-уровневый фазер.
  • Scale — изменение амплитуд гармоник.
  • Scatter — эффект, повторяющий Scrambler с одним отличием: фаза волны модулируется самой волной квадратично.
  • ChopLift — при регулировании в положительную сторону поднимается уровень слабых гармоник, если в отрицательную, то происходит затухание всех гармоник.
  • HyperComb — добавление двух или трех копий волны, фаза которых меняется в случайном режиме, получается эффект близкий к хорусу.
  • PhaseDist — искажение фазы, при котором оригинальная форма волны не воспроизводится напрямую, а используется в качестве фазочастотной характеристики другой формы (инверсный косинус). Повторяет известный эффект старых синтезаторов CASIO CZ.
  • Wrap — инвертирование любых частей оригинальной формы волны.

Регуляторы (нижний ряд для режима Mixer):

  • Pan — панорамное положение.
  • Vol — уровень сигнала.
  • Width — для всех режимов кроме single управление стереоразделением между генераторами различных ярусов.

↑ Наверх ↑

Промежуточное завершение 

Zebra — это лучший синтезатор для 2011 года. Он имеет развитую архитектуру, которой могут похвастаться разве что конструкторы уровня Native Instruments Reaktor, но при этом все облачено в интерфейс обычного VST-плагина с очень удобной эргономикой. И, в принципе, Zebra сейчас может фактически полноценно заменить все синтезаторы, имеющиеся на рабочем столе профессионального музыканта.

Дополнительня информация:

С чем и кем мы имеем дело?

u-he — это сокращение от имени Urs Heckmann, то есть, мы говорим о конкретном человеке.

Первые звуковые программы Урса датируются примерно 2003-2004 гг., в 2006-м он выиграл первый конкурс разработчиков на сайте KVR DC’06, в котором по правилам участвуют freeware-программы. Победил он с довольно интересным синтезатором Triple Cheese. Параллельно с этим Хекманн сосредоточился на выпуске более серьезных продуктов, разработав плагин Filterscape, получивший «Editor’s Choice» от известного журнала «Electronic Musician» за 2006 год как лучшая программа обработки звука. Затем u-he занялся разработкой уникального модульного синтезатора Zebra, который фактически сразу после своего появления получил всевозможные «медали» со стороны специализированной прессы в 2007-2008 гг., при этом, что более важно, вокруг этой программы началось собираться сообщество энтузиастов.

Лично я тогда обратил внимание на Zebra, но, не смотря на восторги со стороны аналитиков, нашел продукт довольно сырым, равно как и его ближайшего конкурента на то время — Native Instruments Massive. Эти программы до сих пор сохраняют концептуальную схожесть и, в общем-то, рассчитаны на примерно одинаковые сферы применения, хотя синтезатор Zebra после развился довольно продуктивно. И факт того, что в марте 2011 года этот программный инструмент попал в номинанты на престижную MIPA (Musikmesse International Press Award), не стал неожиданностью. Как и его победа.

Говоря о том, что конкурентом u-he Zebra является Native Instruments Massive, мы описали ситуацию двух-трехлетней давности. Сейчас же на «зебру» смотрят как на замену или же подспорье знаменитой продукции компании reFX, в частности синтезатору Vanguard и синтезатору/сэмплеру Nexus. Эти программные инструменты активно используются при создании электронной музыки современных коммерческих направлений. В основном танцевальной. 

О пресетах… 

Почему пользователям так нравятся инструменты упомянутой выше reFX? Там очень много хороших промышленных пресетов. Многие даже не задумываются, что можно еще что-то менять или синтезировать свое, а ждут обновления или качают банки от сторонних разработчиков и музыкантов, на чем те, кстати, иногда хорошо зарабатывают. Вообще, рынок пресетов — это тема для отдельного материала, и в нашем случае важно просто обозначить тот факт, что он есть, живет и здравствует.

Так вот, u-he Zebra — это фактически открытая архитектура, прекрасный конструктор, позволяющий создавать сложные каскадные схемы и получать какие угодно результаты. Поэтому за несколько лет существования и развития синтезатора появилось множество сторонних банков пресетов, как бесплатных, так и коммерческих, в рамках которых можно найти все что угодно, от звуков прогрессивного хауса до транс-техно и дарк эмбиент. Их созданием занимаются как энтузиасты, так и профессиональные компании, и поскольку пресетов, готовых к созданию профессиональной коммерческой музыки, уже имеется довольно много, на Zebra обращает внимание все большее количество современных музыкантов, основная масса которых как всегда бывает в таких случаях, даже внутрь не лезет — просто использует заготовки.

В принципе, это не совсем правильно с профессиональной точки зрения, и эту статью мы посвятим вопросам конкретной работы с синтезатором.

Факты из жизни Урса Хекманна (Urs Heckmann)

  • По профессии: промышленный дизайнер (обучался в Хаале), музыкант, разработчик ПО.
  • Родился в Кельне, сейчас живет и работает в Берлине.
  • Имеет аллергию на яблоки, но при этом любит компьютеры Apple.
  • Трудоголик, но, тем не менее, ленив. Такое бывает.
  • Пьет очень много черного кофе.
  • Из алкоголя предпочитает пиво, красное вино и русскую водку.
  • Любимый фильм — «Большой Лебовски».
  • Ненавидит веб-дизайн.
  • Не смотря на все достижения современной медицины, носит очки, среди которых раньше предпочитал варианты от Ж. П. Готье, теперь переключился на Версаче.

Синтезатор Zebra 2.5 победил в MIPA 2011, обойдя таких весомых соперников как Synthogy Ivory 2 Grand Pianos и Waldorf PPG Wave 3.V, а если говорить конкретно о современных музыкальных стилях во всем их разнообразии, конкурентов у продукта от u-he не наблюдается. В Европе этот синтезатор уже несколько лет считается одним из лучших, а сообщество пользователей растет день ото дня по всему миру.

Продолжаем рассмотрение лучшего синтезатора этого года, напомним, что в первой части были обсуждены такие ключевые блоки как настройки Global, а также отдельное внимание мы уделили главным структурным «кирпичикам» Zebra — генераторам (или как их еще называют, осцилляторам). Стоит сказать, что модули, им соответствующие и расположенные в правой части верхнего окна при режиме Synthesis, отображают далеко не все настройки, которые можно произвести. Многие наверняка заметили, что в нижней части интерфейса возле Global есть специальные закладки Ocs 1, Osc 2, Osc 3 и Osc 4. Не трудно понять, что они имеют прямое отношение к четырем генераторам, которые используются в рамках программы. Причем именно там и расположена чуть ли не основная кладезь современных звуков и возможностей для экспериментов. Теперь давайте посмотрим, что же там находится внутри.

Интерфейс Zebra. Чтобы освоить и опробовать модули, о которых мы говорим, вам нужно подключить их в матрице пэтча (нажимаем правую кнопку мыши над пустующим квадратиком).

Настройки генераторов в нижней панели 

Итак, в центре окошка каждого из генераторов в нижней панели имеется график, отображающий форму генерируемой звуковой волны. Причем, в рамках одного осциллятора можно задавать до 16 таких волн, они могут быть как абсолютно различными, так и переходными от одного состояния к другому. Дело в том, что, как мы обсуждали ранее, в настройках каждого генератора в окошках в верхнем окне имеется регулятор параметра Wave, который является ничем иным, как переключателем между формами волн: от 1 до 16-й. При этом разработчики Zebra предусмотрели довольно хитрый вариант, а именно, переключение идет плавно через десятичные значения, например, параметр Wave установлен в 7.2 — это говорит о том, что на данный момент используется промежуточный вариант формы звуковой волны между 7-й и 8-й, причем она ближе к 7-й. Такой плавный переход очень удобен, и на самом деле позволяет делать чудеса, особенно, если вы будете использовать автоматизацию параметра Wave в своем мультитреке.

Теперь следует обратить внимание на окошко Oscillator Module Preset, расположенное в правом нижнем углу от центрального графика формы звуковой волны. Нажимаем на него указателем мыши, и попадаем в список промышленных пресетов для генератора. Вот тут (Factory OSCs) находится основная кладезь уже настроенных форм волн для осциллятора, причем большинство из них повторяет лучшие звуки известных синтезаторов современности.

↑ Наверх ↑


Загрузка промышленного пресета для генератора

Загрузка промышленного пресета для генератора

А теперь стоит сказать о важном. Прямо над Oscillator Module Preset находится окно переключения WaveForm, в котором вы можете переключать режимы между GeoMorph, SpectroMorph, GeoBlend, SpectroBlend.

Они очень значительно отличаются друг от друга. Итак, режим GeoMorph подразумевает то, что наш график звуковой волны является амплитудно-временным (по X — время). Сама временная сетка внутренне разбита на 32 сегмента, в одном из которых вы можете установить точку при рисовании и т.п. Обычно GeoMorph всегда стоит по умолчанию при загрузке промышленного пресета. Режим SpectroMorph при том, что визуально форма волны на графике не меняется, переключает структуру, а, следовательно, и сам график в амплитудно-частотное представление, то есть по X у него уже идет частота, разложенная по логарифмической шкале (10 октав). В этом случае мы оперируем массивом из 1023 частотных полос/гармоник. Звучание при переключении режимов меняется довольно сильно.

Рисование/редактирование графика для режимов GeoMorph и SpectroMorph производится с помощью меню, которое открывается по нажатию правой кнопки мыши. В нем вы найдете такие полезные вещи, как добавить/удалить точку, изменить параметры кривой.

GeoBlend — свободное рисование формы волны на амплитудно-временном графике от руки. Весь интервал разбит на 128 полос.


Рисование от руки в режиме GeoBlend

SpectroBlend — свободное рисование формы волны на амплитудно-частотном графике от руки. Весь интервал разбит на 128 полос.

Все остальные настройки довольно стандартны, за исключением графиков огибающих Key -> Gain и Vel -> Gain, то есть реагирование генератора при воспроизведении MIDI-ноты, а также на динамику нажатия.

Нужно сказать, что для генераторов Zebra имеются специальные программы от сторонних разработчиков, позволяющие преобразовывать Wav в формат, читаемый синтезатором для использования в качестве основы для генераторов. Вообще, удивительно, почему автор Zebra так долго не хочет внедрять подобную возможность в свое детище. В целом, если интересует именно эта тема, обратитесь к поисковым системам с запросом «Wav2Zebra» и т.п.

Zebralette 

Zebrallette — это отдельный плагин/модуль, который поставляется совместно с Zebra 2.5 и нередко используется для создания пэтчей генераторов для последнего. В принципе, Zebralette может успешно использоваться и просто как VST-инструмент. На самом деле, в его рамках мы говорим об одногенераторной версии Zebra, имеющей большое количество настроек. Причем Zebrallette будет больше понятен новичкам: музыкантам и аранжировщикам, которые привыкли работать со стандартными VSTi. А для маломощных компьютеров Zebralette — очень неплохой вариант замены Zebra.

FMO 

FMO или, говоря по-русски, генераторы частотной модуляции (Frequency Modulation Oscillator) представлены в рамках интерфейса также как и обычные, другими словами в верхнем окне они выводятся как модульные окна с регулируемыми настройками, автоматически интегрируются в матрицу подключений, а также имеют отдельную закладку в нижней панели рядом с Ocs 4.

В принципе, многие музыканты и аранжировщики привыкли, что помимо стандартных генераторов дается только один тип вспомогательных — LFO. В варианте Zebra есть вариант и FMO, заимствованный из знаменитых моделей синтезаторов Yamaha, в частности известного в 80-х DX7.

Основное окно FMO 

В верхней части интерфейса в модульное окно выведены ключевые параметры. Первый, и, наверное, самый важный — это переключатель входного режима между:

  • FM by input: FMO модулируется по его входу, а потенциометр FM, расположенный снизу управляет уровнем входного сигнала.
  • FM self (+): FMO модулирует сам себя, генерируя яркий тоновый звук, схожий с пилообразной формой волны на обычном генераторе. При превышении 50% значения на потенциометре FM тембр становится шумовым.
  • RM input: FMO модулируется по его входу по правилам кольцевой модуляции. Потенциометр FM ничего не регулирует.
  • Filtered FM: То же самое, что и FM by Input, только потенциометр FM регулирует настройки LP-фильтра. Довольно интересный результат на выходе.
  • FM self2 (+): схоже FM Self (+), только выходное звучание близко к прямоугольной форме сигнала в обычном генераторе.

При этом стоит отметить, что при разных положениях регулятора FM для всех случаев кроме RM input (где он не работает), вы можете получить различные результаты. То есть, при экспериментировании одного переключения режима не достаточно.

Остальные настройки (Tune, Vibrato, Pan, Volume, Detune, Width) стандартны для Zebra, и мы уже описывали подобные для других блоков программы.

FMO в нижней панели 

Сама программа позволяет подключить до четырех FMO, но все второстепенные настройки для них выводятся в рамках только одной закладки в нижней панели интерфейса.  Для каждого из них имеются собственные редактируемые графики огибающих Key -> Gain и Vel -> Gain. Параметр Key Scale настраивает шаг питча для FMO, и ноты отстраиваются от E2. При шаге 100 мы имеем обычную полутоновую сетку.

Снизу настроек каждого генератора возле надписи Generator имеется кнопка, которая по умолчанию стоит с названием «pure sine» — это форма волны частотной модуляции. Если вы кликните на этом окошке левой кнопкой мыши, то увидите список всех возможных вариантов, причем эти настройки заимствованы из модели Yamaha TX81Z.

↑ Наверх ↑

Шумовые генераторы — Noise 

Матрица подключений Zebra предусматривает возможность подключения двух генераторов шума, без которых в современном синтезе обойтись довольно трудно. Эти структурные блоки выводятся только в виде модульных окон в верхней части интерфейса программы и имеют не так много настроек.

Хотя тут стоит пояснить некоторую взаимосвязь режимов и функциональной принадлежности регуляторов Filter 1 и Filter 2.

Режимы:

  • White. Белый шум. Filter 1 — LP-фильтр, Filter 2 — HP-фильтр, крутизна среза 6 дБ/октава.
  • Pink. Розовый шум. Filter 1 — LP-фильтр, Filter 2 — HP-фильтр, крутизна среза 6 дБ/октава.
  • Digital. Цифровой шум. Filter 1 — питч, Filter 2 — иррегулярность.
  • Cracles. Щелчки. Filter 1 — LP-фильтр, Filter 2 — управление случайным режимом создания.

VCF 

VCF или, говоря по-русски фильтры, управляемые напряжением (Voltage Controlled Filter), — это «кирпичики» аналоговых синтезаторов, имеющие к компьютерным программам отдаленное отношение. И в данном случае их стоит рассматривать как многорежимные модули. В рамках синтезатора Zebra VCF являются одними из самых легких для аппаратных ресурсов ПК решений. Хотя есть и ограничение: программа позволяет подключать до четырех таких блоков. 

В каждом из них есть регулируемые параметры:

  • Cutoff — частота среза. Причем в рамках программы она указывается не в Герцах, а в нотах, вернее их порядковых номерах на MIDI-клавиатуре -12. Например, 81.00 обозначает А (440 Гц).
  • Resonance — резонансный отклик.
  • KeyFol (key follow) — управление режимом, при котором частота среза фильтра меняется в зависимости от высоты воспроизводимой ноты.
  • Drive/Gain — на самом деле, для большинства типов фильтров это многофункциональный регулятор, который управляет специфическими параметрами.

Все, что вам нужно от VCF — это включить его в матрицу, а потом выбрать необходимый тип фильтра.

VCF может работать в режимах:

  • LP Xcite — LP-фильтр (24 дБ/окт), потенциометр Drive руководит добавлением высоких частот в зависимости от спектрального состава.
  • LP Allround — стандартный и очень легкий для CPU LP-фильтр (24 дБ/окт), потенциометр Drive управляет мягким расцвечиванием.
  • LP MidDrive — потенциометр Drive увеличивает уровень средних частот.
  • LP OldDrive — добавление четных гармоник.
  • LP Formant — комбинация нерезонансного LP-фильтра (12 дБ/окт) с резонансной формантной составляющей. Потенциометром Drive можно переключаться между пятью гласными звуками (A-E-I-O-U). Очень похоже на вокодер.
  • LP Vintage — очень легкий для CPU LP-фильтр (24 дБ/окт), эмуляция транзисторных устройств.
  • LP 12dB — версия LP Allround с 12 дБ/окт, регулятор Drive ничего не меняет.
  • LP 6dB — очень простой нерезонансный LP-фильтр с малой крутизной среза.
  • BP RezBand — резонансный BP-фильтр (12 дБ/окт).
  • BP QBand — еще один резонансный BP-фильтр.
  • HP 24dB — резонансный HP-фильтр (24 дБ/окт)
  • HP 12dB — то же что и предыдущий, только 12 дБ/окт.
  • BR Notch — notch-фильтр (24 дБ/окт).
  • EQ Peaking — фильтр, который работает схоже с потенциометров «Mid» в параметрических эквалайзерах микшеров. В регуляторах Zebra: Gain меняет частоту, а Res — добротность.
  • EQ LoShelf — см. выше.
  • EQ HiShelf — см. выше.
  • AP Phaser4 — 4-ступенчатый all-pass (AP)-фильтр, предназначен для создания фазовых эффектов.
  • AP Phaser8— 8-ступенчатый all-pass (AP)-фильтр, предназначен для создания фазовых эффектов.
  • LP Vintage2 — развернутая разновидность LP Vintage.
  • SR Decimate — это не фильтр, а «уменьшитель» значения частоты дискретизации, в потенциометрах Zebra регулятором Cutoff меняем значение частоты дискретизации.

На рисунке показаны две цепочки: первая состоит из генератора Osc1 и генератора частотной модуляции FMO1, вторая из генератора шума Noise1 и фильтра VCF1. На нижней панели отображены настройки для FMO

Промежуточное завершение 

С точки зрения фильтров у Zebra имеется более сложный и современный по сравнению с VCF инструментарий — XMF (cross-modulation filter), о котором мы поговорим в следующей части. 

Очень часто в описаниях лучшего синтезатора 2011 года u-he Zebra можно встретить сравнения со сложными системами синтеза, например, такими как Native Instruments Reaktor. На самом деле, это разного поля ягоды: Zebra является nextgen-разработкой, фактически не имеющей аналогов. Отличий от всех других синтезаторов, студий синтеза очень много.

Сегодня мы начнем разговор с фильтров XMF (cross-modulation filters). Это довольно ресурсоемкие универсальные и многорежимные блоки программы, которые отличаются от VCF, описанных в предыдущей части. 

↑ Наверх ↑

XMF 

В версии 2.5 по сравнению с 2.0 эти блоки претерпели существенные изменения, усложнились по количеству режимов взаимодействия. О каком взаимодействии идет речь? На самом деле, в одном модуле XMF содержится не один, а два фильтра, которые могут взаимодействовать между собой по одному из четырех правил:

  • Single — стандартный режим, при котором идет совмещение двух фильтров в стерео-режиме. Параметр Offset в данном случае управляет разницей между действиями обоих в полутонах, что очень интересно и красиво смотрится в рамках реализации панорамных эффектов.
  • Serial — специальный режим, при котором первый фильтр является донором для второго.
  • Parallel —  два фильтра работают независимо друг от друга.
  • Diff’ed — разностный сигнал (из сигнала с первого фильтра вычитается сигнал с второго). При этом нужно знать, что если выбраны фильтры одинаковых типов с нулевым параметром Offset, на выходе ничего не появится.

Теперь о типах самих фильтров:

  • LP4, LP3, LP2, LP1 — LP-фильтры с различными настройками крутизны среза.
  • HP3, HP2, HP1 — HP-фильтры с различными настройками крутизны среза
  • BP4, BP2 — BP-фильтры.
  • BR2 — BR-фильтры.
  • AP3 — AP-фильтр.
  • HP3LP, HP2LP — комбинации HP и LP-фильтров.
  • BR2LP — комбинация BR и LP-фильтров.
  • AP3LP — комбинация AP и LP-фильтров.

Выбрав тип для каждого из двух фильтров, а, также определившись со способом их взаимодействия в левой части окошка XMF-модуля, вы также должны обозначить характер резонанса/овердрайва, предлагается 5 вариантов:

  • XMF — стандартное высокое качество.
  • Analogue — классический ступенчатый овердрайв – warm / dark.
  • Biased — ассиметричные искажения с упором на четные гармоники.
  • Eco — «экономный режим» загрузки процессора для варианта XMF.
  • Folded — складчатый режим, преобразующий положительные пики.

Теперь перейдем к параметрам, вынесенным на потенциометры управления в основной рабочей области окошек XMF:

  • Cutoff — частота среза. Причем в рамках программы, как мы помним, она указывается не в Герцах, а в нотах, вернее их порядковых номерах на MIDI-клавиатуре -12. Например, 81.00 обозначает А (440 Гц).
  • Res — резонансный отклик. Высокое значение параметра в  сочетании с определенными значениями Overload (см. ниже) дает очень интересные результаты.
  • KeyFol (key follow) — управление режимом, при котором частота среза фильтра меняется в зависимости от высоты воспроизводимой ноты.
  • Overload — перегрузка, или говоря другими словами, эффект искажений (дисторшн).
  • Offset — управление разницей значений частот срезов для двух фильтров (+/- 48 полутонов).
  • FilterFM — управление модуляцией частотного среза для второго аудио-входа XMF.
  • Click — добавление небольшого импульса в начала воспроизведения каждой ноты. Улучшает параметры атаки.

Следует отметить, что XMF — один из самых сложных для понимания модулей для специалистов, которые начинают работать с Zebra, к тому же в большинстве программных синтезаторов подобного фактически не предлагается. XMF довольно специфичны по результатам, но с их грамотным умелым применением, экспериментами с настройками, можно создавать/программировать очень интересные звуковые эффекты.

Comb-фильтры 

Comb-фильтры являются более знакомыми для понимания, и, по существу, они сделаны по принципу смешивания ультра-коротких (в миллисекундах) линий задержки (дилэя) с обратной связью. Данные модули часто используются для создания/синтеза перкуссионных инструментов, щипковых и смычковых струнных, некоторых духовых, а также интересных вариантов флэнджер-эффекта, управляемого по огибающей. В целом, использование Comb-фильтров оправдано в случаях, когда вы хотите создать более конкретный ярко выраженный тембр, который нельзя получить простым использованием генераторов.

В Zebra можно встретить, пожалуй, одну из самых удачных реализаций подобного с реализацией подключения до 4 линий задержки, причем сделано все на должном уровне сложности, а сам Comb-фильтр может работать в одном из семи режимов, которые выбираются переключением в левой части окошка модуля:

  • Comb — простая стереозадержка.
  • Split Comb — сигнал на входе суммируется в моно, два канала задержки с различными настройками каждого работают взаимосвязано между собой с влиянием друг на друга, на входе получаются отдельно сигналы левого и правого каналов.  
  • Split Dual — то же самое, что и в предыдущем случае, только сигнал на входе не суммируется в моно, а остается в стерео.
  • Diff Comb — то же самое, что и в предыдущем случае, только вторая линия задержки работает в качестве АР-фильтра. Этот режим используется для получения странных диссонансных звуков.
  • Dissonant — специальный режим, подразумевающий комбинацию взаимодействия четырех линий задержки (4х4).
  • Cluster — экспериментальный режим.
  • Blown — режим использующий BP-фильтр на обратных связях. Позволяет делать акценты на определенных гармониках, используется для эмуляции духовых.

Также стоит отметить, что каждый модуль Comb-фильтра имеет собственный генератор, предназначенный для формирования импульса из короткого фрагмента шума, либо одного периода пилообразного или прямоугольного сигнала. Основные настройки модуля слева:

  • PreFill — уровень импульсного сигнала.
  • Tune — основной тон фильтра (+/- 24 полутонов).
  • Detune — более тонкая настройка основного тона.
  • Vibrato — модуляция тона. Для подключения LFO для него выберите кнопку с обозначением «…».
  • Input — уровень входного сигнала.
  • Damp — управление LP фильтром (частота среза 6 дБ/октава), работающим с обратной связью. Очень полезная настройка при эмулции струнных и т.п.
  • Feedbk — управление уровнем сигналов обратной связи.

Все остальное должно быть понятно, за исключением, пожалуй, Flavour — параметра, который для разных режимов подразумевает отдельную настройку. Например, для режима SplitComb он регулирует степень вхождения сигнала во вторую линию задержки, для Diff Comb — управляет обратной связью от AP-фильтра, для Dissonant — настройками времени задержек, в Blown — для акцентирования гармоник.

Промежуточное завершение 

Думается, на сегодня «для загрузки мозга» информации вполне хватит, поскольку мы описали, пожалуй, одни из самых интересных отдельных модулей программы, на освоение и полноценное понимание принципов работы которых понадобится длительное время. Следующей важной и обширной темой работы с Zebra будет описание возможностей модуляции.

Помимо этого хочется отметить тот момент, что со звуком нужно научиться уметь экспериментировать. Ведь, по существу, синтезатор Zebra сейчас очень популярен, имеет большое количество пользователей по всему миру. И для того, чтобы подключить 4 различных генератора с различными пресетами от разработчика особого ума не нужно — это может сделать любой новичок. Поэтому такие звуки очень быстро разойдутся и станут просто общепринятыми и легко узнаваемыми. А вот суметь «выкрутить» что-то свое эксклюзивное и оригинальное — для этого нужно идти дальше.

Вообще, освоение того или иного продукта зачастую зависит от четкого понимания терминологии, которая в нем применяется. Причем некоторые названия являются запатентованными вследствие чего конкурентам нужно исхитряться с придумкой чего-нибудь собственного и похожего. В других ситуациях появляется какой-нибудь популярный термин, и в результате можно увидеть несколько абсолютно разноплановых устройств/программ под одним и тем же именем. В третьем случае, тем же названием или объяснением некоторые разработчики пытаются усложнить описание простых алгоритмов (это уже PR).

В целом, чтобы во всем разобраться и узнать, что на самом деле может тот или иной модуль, начинающим специалистам часто приходится «перелопачивать» груду информации плюс к этому есть трудность с пониманием англоязычной терминологии, которая применяется буквально во всех современных продуктах. Но это правильное движение. А для примера возьмем модуль программы Sideband. Во-первых, он очень интересный, во-вторых, в программных синтезаторах именно такая реализация является редкостью.

Sideband 

SB (Sideband — боковая полоса частот) на самом деле очень хитрый модуль для понимания начинающего специалиста, поэтому остановимся на этом вопросе более подробно.

В ряде описаний указано, что в основе его работы используется кольцевая модуляция (ring modulation), а иногда и просто говорится, что это эффект АМ-радио. Это и так, и не так одновременно. Поскольку модуль Ring мы также будем рассматривать в этой части, имеет смысл остановиться на данном вопросе более подробно.

Итак, кольцевая модуляция — это разновидность обычной амплитудной модуляции, но применяется она для создания звуковых эффектов и синтеза.

Для начинающих специалистов поясним, что амплитудная модуляция (АМ) изначально активно использовалась для радио старого поколения, и суть ее заключается в перемножении двух сигналов, один их которых содержит в себе информацию, а второй является несущим с постоянной частотой. Таким образом, изменяемым параметром несущего сигнала становится его амплитуда, а вся информация содержится в полосах Fн – Fс и Fн+Fс, где Fн — несущая частота, а Fc — ширина спектра передаваемого сигнала. Для примера, допустим, у нас несущая частота составляет 1000 КГц, и мы промодулировали его синусоидальным сигналом 2 КГц, таким образом, мы получим две боковых полосы частот: верхнюю — 1000+2=1002 КГц и нижнюю — 1000-2=998 КГц.

Основной смысл внедрения амплитудной модуляции для радио состоял в том, что звуковые передачи можно было транслировать в различных частотных диапазонах благодаря разным значениям несущих частот.

Кольцевая модуляция применяется только для звука и основная разница с АМ состоит только в значениях взаимодействующих частот (несущей и сигнала), которые в данном случае уже близки по порядкам (обычно обе находятся в слышимом частотном диапазоне).

Модуль Sideband (SB) можно сказать «не явно» эмулирует кольцевую модуляцию. Если объяснять происходящее с этой стороны,  то он воспринимает частоту входящего сигнала в качестве несущей, а сам добавляет боковые полосы. 

↑ Наверх ↑

А если объяснять более простыми словами принцип работы Sideband — в рамках его алгоритма все частоты исходного сигнала увеличиваются на какую-нибудь одинаковую величину. То есть, если в рамках того же питча мы все частоты умножаем на какое-нибудь число, например, если в два раза, то звук станет выше на октаву, но при этом тембр сохранится, то тут мы к каждой из частот добавляем одно и то же значение, например, 100 Гц, в результате чего в самом тембре по сравнению с оригиналом возникают диспропорции, а звучание приобретает более кокофонический или металлический окрас.

Название Sideband взято по аналогии с амплитудной/кольцевой модуляцией.

В рамках модуля вы можете работать с тремя диапазонами, которые выставляются переключателем Range, все стартуют от 0 Гц (центральное положение регулятора Freq):

  1. 10 Гц.
  2. 200 Гц.
  3. 4 КГц.

Чуть ниже мы подробнее остановимся на этом списке.

Теперь перейдем к объяснению регуляторов, все они важны, и их стоит рассматривать как единую связку:

  • Freq — меняет значение частоты Sideband. Диапазон регулирования — +/- 100%.
  • Offset — задержка между правым и левым каналами. При различных положениях и настройках других потенциометров вы можете получить множество уникальных фазовых эффектов, включая и симуляцию вращения типа rotary (эффект вращения).
  • Mix — смешивание входного и обработанного сигналов. Диапазон регулирования — +/- 100%. При отрицательных значениях обработанный сигнал инвертируется.

Теперь перейдем к дополнению нашего первого списка.

  1. При выборе частоты 10 Гц и отклонений в ее рамках можно получить интересные ритмические биения, также на этой и близкой к ней частотах удобно делать фазовые стереоэффекты, включая и просто красивое расширение стереопространства с небольшим вращением по панораме. Тут стоит сказать, что наиболее интересные фазовые взаимодействия получаются, если значение параметра Mix находится в диапазоне +/-50%.
  2. При 200 КГц, оставив только обработанный звук (т.е. при Mix равном 100% или -100%), вы обнаружите возможность создания интересных металлических/роботизированных тембров.
  3. При 4 КГц формируется характерный высокочастотный отклик к основному тембру. Экспериментировать можно много.

Также имеет смысл применять этот модуль не только для связки с осцилляторами, очень хорошие спецэффекты получаются при использовании в качестве источников генераторов шума Noise.

Ring 

Модуль Ring, подразумевающий кольцевую модуляцию, не имеет отдельного окна управления, но при этом может вставляться в матрицу подключений (контекстное меню по нажатию правой кнопки мыши над ней).

Единственная трудность, которое может возникнуть в данном случае: как его правильно подключать? Итак, перед вставкой в Ring у нас должно уже иметься в наличие два источника звука, один из которых выступит в качестве несущего, а второй — модулирующего. Расположить их следует на разных вертикальных линиях, т.е. одной из четырех. Затем помещаем в матрицу модуль Ring, нажимаем правую кнопку мыши над ним, в результате чего видим меню, которое условно разделено на подгруппы Input 1..4 и SideChain 1..4. В рамках Input мы выбираем генератор несущего сигнала, например, если он расположен на третьей линии, то Input 3, SideChain — модулирующего, например, SideChain 1, если тот там находится. И все, теперь можно слушать результаты.

LFO 

Думается, что с понятием LFO (Low Frequency Oscillator) большинство людей, читающих этот материал знакомить не нужно. Для новичков отметим, что речь идет о генераторах низких частот, которые могут использоваться для различных вспомогательных целей.

К слову сказать, большинство вспомогательных модулей в Zebra отображаются справа от матрицы подключений.

LFO являются классическими модуляторами, и в аналоговых синтезаторах ранней эпохи они служили прежде всего для создания эффектов типа вибрато. В рамках OCS, Comb и FM при реализации Vibrato имеется перманентное подключение на LFO1, именно поэтому он автоматически появляется в рабочей области при их подключении.

Нужно отметить, что модули LFO предоставляют все необходимые возможности, которые требуются современным музыкантам. При этом помимо стандартных типов форм волн, в них предусмотрено еще два ключевых, которые или генерируются или рисуются вручную — пошаговый (step) и криволинейный (line). В первом случае мы говорим о ступенчатой характеристике, во втором график подразумевает соединение промежуточных точек линиями. А в целом, пользователю доступен выбор из:

↑ Наверх ↑

  • sine
  • triangle
  • saw up
  • saw down
  • sqr lo-hi
  • sqr hi-lo
  • rand hold — случайная ступенчатая
  • rand glide — случайная криволинейная
  • user — пользователь рисует сам

Для того, чтобы переключаться между ними или выйти в режим рисования необходимо кликнуть указателем мыши на экране с изображением волны, нажав правую кнопку. В рамках LFO предусмотрено разбиение одного цикла на 32 интервала и менее.

Среди других настроек модуля:

  • Sync — время, за которое воспроизводится указанная форма волны. Указывается в секундах, а также в длительностях. Программой предусмотрена возможность растянуть ее до 8 тактов.
  • Restart — переключатель режимов старта работы LFO, если free, то он производится со случайного места, если gate — всегда с одной и той же позиции.
  • Amp — управление амплитудой формы волны LFO.
  • Rate — частота LFO, но при этом стоит указать, что при изменении этого параметра идет кратное увеличение/уменьшение того, что мы указали в Sync.
  • Phase — позиция, с которой стартует LFO. Если Restart указан как free, этот регулятор ничего не меняет.
  • Delay — время вступления (fade-in) LFO. Используется для улучшения динамики игры с использованием вибрато.

В рамках Zebra имеется еще одна разновидность LFO — Global LFO (GLFO). Это упрощенная версия модуля.

LFO для управления параметрами 

А вот тут мы побираемся к главной особенности интерфейса Zebra, за которую этот синтезатор очень многие любят. Фактически в каждом модуле или функциональном блоке программы имеются кнопки с обозначением многоточия. Для чего они? На самом деле, это регуляторы, дополняющие или заменяющие уже имеющиеся.

Например, загрузите модуль OSC. Что вы там увидите? Перечисляем потенциометры первого ряда: Wave, «…», Tune, «…», Detune, Vibrato. Теперь кликните на первом регуляторе «…» из этого перечисления левой кнопкой мыши, появится список, в котором выберите Lfo2. В результате этих действий в правой части появится модуль LFO2. Мы можем загрузить в него форму волны или использовать ту, что по умолчанию. При запуске на воспроизведение либо при игре на MIDI-клавиатуре он сразу же включается в работу. А что он меняет? Значение параметра Wave по заданному закону! Если вы подключите LFO2 на второй регулятор «…» из перечисления, он начнет менять тон генератора, а если мы его подключим на потенциометр «…» возле параметра Pan, у нас начнется меняться панорамное положение согласно форме волны и так далее.

То есть, большинство потенциометров с многоточиями, которые есть в программе, позволяют подключить модули автоматизированного управления теми параметрами, которые рядом предлагается регулировать вручную. У этого правила есть исключения, но их не много. Например…

Генераторы огибающих Envelope 

Генераторы огибающих также используются повсеместно, и в рамках Zebra предлагается две разновидности. Первая, наиболее стандартная — ENV(Envelopes). Для начинающих специалистов отметим, что эти модуляторы нужны для придания общей динамической формы звуковой волне при воспроизведении ноты. В звуке принято разделять ее на четыре фрагмента/интервала:

  • Attack — атака.
  • Decay — ослабление после атаки.
  • Sustain — удержание.
  • Release — затухание.

Отсюда и такой общепринятый термина как ADSR-огибающая (ADSR-envelope). В рамках Zebra эта модель несколько усовершенствована, поскольку предусмотрена возможность создания двухуровневых атак и затуханий, для чего рядом с потенциометрами их управления имеются специальные регуляторы с многоточиями, по нажатию на которые открываются меню выбора. Помимо этого для интервала удержания Sustain имеется возможность изменения угла наклона этого участка с помощью регулятора F/R (Fall/Rise). То есть интервал удержания может быть не ровным по уровню, как это принято, а нарастающим или затухающим.

В рамках дополнительных ступеней для атаки предлагаются варианты:

  • Init — атака стартует не с нуля, а уже с определенного уровня.
  • Delay — атака стартует через определенный промежуток времени.

Для Release дается больше разновидностей:

  • Sust2 — в этом режиме сразу после Sustain добавляется еще один интервал удержания Sustain2 с ровной площадкой.
  • LoopA — в данном режиме интервал Release как таковой отсутствует, точнее, заменяется на интервал перехода от точки завершения Sustain в точку начала атаки.
  • LoopD — интервал Release как таковой отсутствует, точнее, заменяется на интервал перехода от точки завершения Sustain в точку начала интервала Decay.
  • LoopS —интервал Release как таковой отсутствует, точнее, заменяется на интервал перехода от точки завершения Sustain в точку начала интервала Sustain.
  • Rel 25, 50, 75, 100 — в этом режиме между Sustain и Release добавляется еще один интервал Release, а цифра ассоциируется с динамическим диапазоном и точкой в которую этот интервал приходит, 100 — звук в данном интервале идет к максимуму, 50 — к половине динамического диапазона и т.п.

Это что касается интервалов. В рамках модуля Env вам предлагается несколько вариантов в создании графиков огибающих, что отображается в рамках переключателя Shape:

  • quadric — график огибающей строится из экспоненциальных кривых. Атака выпуклая, Decay и Release — вогнутые.
  • linear — все точки соединяются прямыми линиями.
  • v-slope — график огибающей строится из экспоненциальных кривых, ноочень своеобразно: на начальной стадии сильно вогнутая линия, в центре прямая, в конце сильно выпуклая.

В принципе, на этом можно и остановиться в рассмотрении модуля. Разве что стоит упомянуть, что предусмотрена возможность отдельной настройки параметров Velocity для каждого из параметров, для чего в окошке Env нужно нажать «+».

Генераторы огибающих MSEG 

Четыре модуля MSEG (Multi Stage Envelope Generator) можно найти в закладке нижней части рабочего интерфейса. В данном случае мы говорим о генераторах, которые подразумевают использование огибающих любой формы. Их можно нарисовать от руки, а также воспользоваться великолепными пресетами, поставляемыми с синтезатором.

Промежуточное завершение 

Конечно, Urs Heckmann, автор Zebra, проделал неимоверную работу, и если несколько лет назад его синтезатор выглядел несколько сыроватым и излишне запутанным, то сейчас, когда все концепции доведены до ума, можно говорить о великолепном продукте, значительно опережающем буквально всех конкурентов. Самое главное — это фактически неограниченные возможности для экспериментов на уровне современного звука. Причем буквально во всем, даже самых тривиальных модулях, присутствует конкретное видение проблем и их решений от Urs Heckmann. Еще больше удивляет то, что некоторые претворенные им в жизнь идеи фактически отсутствуют у других разработчиков. Оценить это все могут по достоинству, конечно же, профессионалы, но и любителям дается очень многое на уровне пресетов.

Эта часть является завершающей. В ней мы расскажем о двух ключевых и очень мощных модулях управления, которые нами не описывались ранее, а также подведем некоторый итог.

Arp/Seq. Арпеджиатор 

Вообще, стоит отметить, что в современных системах синтеза арпеджиаторы можно условно разделить на два типа по принципу организации работы с ними. Первый и самый древний — алгоритмический, в рамках которого вы указываете или выбираете закон перебора нот. Второй — с использованием специального модуля степ-секвенсора (Step Sequencer, пошагового секвенсора), в рамках которого вы буквально описываете все отклонения питча исходной ноты в пошаговом режиме, привязываясь к тактовой сетке. В Zebra оба варианта совмещены в едином блоке. Но при этом…

Arp/Seq является одним из глобальных режимов работы Zebra. Чтобы на него переключиться, нужно в закладке Global указать Voice Mode как arpeggiator. Наступившие изменения вы ощутите сразу при воспроизведении нот — услышите простейший мелодический рисунок с октавным переходом. Это подключился Arp/Seq с настройками по умолчанию. Переходим в одноименную закладку в нижней панели синтезатора. Для простоты освоения пока не будем ничего трогать, изменив только параметр Arp Sync на 1/16, и расскажем об очень важной специфике работы с этим модулем именно в Zebra.

↑ Наверх ↑

Усложнение рисунка легче и быстрее производится не путем внесения большого количества нот по шагам в степ-секвенсоре (хотя можно и так), а при использовании в качестве входных данных аккордов.

В большинстве арпеджиаторов стандартных программных синтезаторов без степ-секвенсоров вам почти всегда предлагается другой вариант организации работы, при котором вы либо формируете самостоятельно, либо выбираете алгоритм перебора нот, то есть указываете тип аккорда, направление движения и так далее. После вам достаточно нажать только одну ноту на клавиатуре, чтобы услышать готовый результат. Этот вариант не очень удобен, потому как тип аккордов может меняться в самой гармонической сетке (переход от мажоров к минорам и т.п.). То есть, для таких случаев нужно предусматривать постоянные изменения в настройках.

В описываемом нами синтезаторе мы сталкиваемся с улучшенной технологией. Чтобы получить идентичный результат с арпеджиатором Zebra, вам нужно сыграть не одну ноту, а сразу аккорд (например, тот же до-мажор), и программа будет автоматически выстраивать мелодические линии арпеджио в его рамках.

Если вы поняли и разобрались с этой спецификой, то все остальное осваивается достаточно легко.

Итак, давайте сначала рассмотрим основные настройки арпеджиатора, и для удобства освоения примем те значения длительностей шагов, что приняты по умолчанию, то есть каждый соответствует 1/16 ноте на каждый. Итак…

Arp Sync — длительность воспроизведения одного шага арпеджиатора. Настройка производится в диапазоне от 1/64 до 1/1. 1/1 соответствует тому, что один шаг растягивается на один такт. То есть, привязка к нотным длительностям в арпеджиаторе довольно условна.

Arp Order — порядок следования нот, взятых из аккорда. Есть два режима.

  • В варианте «by note» арпеджио строится, руководствуясь порядковыми номерами нот в MIDI.
  • «as played» — старт идет с первой захватываемой.

Arp Loop — направление движение арпеджио:

  • F –> — восходящее (например, a-c-e-a-c-e…).
  • B <– — нисходящее (например, e-c-a-e-c-a…).
  • FB <-> — восходящее, потом нисходящее (например, a-c-e-c-a-c-e-c…).
  • BF >-< — нисходящее, потом восходящее (например, e-c-a-c-e-c-a…).

Параметры Arp Order и Arp Loop являются взаимосвязанными, при различных сочетаниях можно получить множество интересных вариантов. При этом стоит отметить, что выбранный режим работы Arp Loop не влияет на направление воспроизведения в степ-секвесоре. Об этом чуть позже.

Oct — октавный диапазон формируемого арпеджио. Есть три варианта:

  • 0 — движение производится только в рамках нот аккорда.
  • 1 — в учет принимаются все ноты аккорда плюс они же на октаву выше.
  • 2 — в учет принимаются все ноты аккорда плюс они же на две октавы выше.

Здесь стоит сказать, что если в качестве входных параметров мы сообщаем не аккорд, а одну ноту, то автоматический арпеджиатор включается также, что мы и могли видеть, когда в первый раз переключились на его режим в настройках Global.

Steps — количество шагов в степ-сервенсоре, которые принимаются в учет.

Slide — включение/отключение взаимодействия с параметрами Glide (портаменто) из окна настроек Global. При режиме «on» Glide распространяется только на участки совмещения/перетекания нот (легато), там, где они есть (это указывается в степ-секвенсоре а рамках параметров Gate). При «off» — Glide работает для всего.

Arp/Seq. Степ-севенсор 

Степ-секвенсор является стандартным по работе модулем, очень похож на подобные модули в синтезаторах и электронных бас-машинах типа TB-303, хотя, как и во всех других случаях, связанных с Zebra, является улучшенным их вариантом. Для того, чтобы быстрее освоить сам степ-секвенсор без «примесей», рекомендуется выставить параметр Oct в 0, а в качестве ввода использовать одну ноту.

Итак, множество важных настроек мы уже произвели на уровне арпеджиатора, а именно, Arp Sync (по существу, скорость воспроизведения цикла), Arp Order (выбор порядка следования в рамках аккорда), Steps (количество шагов) и Slide (использование портаменто при легато-переходах).

В рамках модуля дается возможность составлять мелодические линии длиной до 16 шагов. Для каждого из них предусмотрены свои собственные настройки, большинство из которых удобно показано в виде пиктограмм.

  • Steps — режим воспроизведения шага, предусмотрено четыре варианта: next (воспроизведение новой ноты), same (повторение воспроизведенной ноты), last (воспроизведение последней ноты из Arp Order), first (воспроизведение последней ноты из Arp Order).
  • Length — длительность ноты шага, по умолчанию все стоят как шестнадцатые, хотя их можно изменить на восьмую, восьмую с точкой, четвертную.
  • Gate — параметр «обрезания» нот по времени их воспроизведения. Изменяется от 0 до 5. 0 соответствует очень короткому фрагменту, но он слышен, т.е. фактически стаккато, 5 — это легато, совмещающее текущую ноту и последующую. Как раз в этом случае нам и полезен параметр Slide, управляющий перетеканием с помощью Glide. В данном режиме (Slide — on, Gate — 5, Glide настроен) мы и получаем типичный вариант перетекания, характерный для бас-машин типа TB-303.
  • Voices — количество одновременно воспроизводимых нот. Если мы работаем с аккордами, то в этом случае можно выбирать не одну, а несколько. Иногда такой вариант (хотя довольно редко и то, среди пользователей Zebra) используется для более активного выделения или подчеркивания слабых долей.
  • Transp — транспонирование ноты в рамках отдельного шага. Диапазон — +/-12 полутонов.

В правой части степ-севенсора расположен «высший пилотаж» Zebra, о подобных вариантах которого мы также писали в прошлой части, а именно, взаимосвязанное управление параметрами. В рамках степ-секвенсора это реализовано с помощью двух массивов биполярных слайдеров — ArpMod и ArpMod2. Каждый слайдер соответствует шагу. ArpMod и ArpMod2 присутствуют в выпадающих списках всех регуляторов, помеченных как «…». В данном случае их очень удобно использовать в качестве управляющих для изменения любых настроек генераторов, подключенных к ним модулей и так далее.

Как многие могли заметить, в отличие от множества степ-секвенсоров в варианте Zebra отсутствует кнопка Accent (громкостное выделение) для каждого шага. Схожего эффекта можно добиться созданием взаимосвязи с параметром Vol генератора через ArpMod или ArpMod2.

Arp/Seq как единый блок 

Теперь стоит сказать о связи арпеджиатора и степ-секвенсора. На самом деле, вкупе мы получаем универсальный рабочий инструмент. Фактически все параметры, измененные в степ-секвенсоре оказывают влияние на действие обычного генератора арпеджио (изменение конкретной ноты транспонированием, воспроизведение сразу нескольких нот на конкретном шаге, легато и стаккато, управление любыми параметрами тракта синтеза и т.п.).

Наиболее эффективный способ использования этого арсенала заключается в том, что в качестве ввода используются аккорды, после чего на их базе выстраивается арпеджио (на данном этапе подбираем их характер), затем идет ритмическая и динамическая редактура в степ-секвенсоре. Для пущего эффекта, можно использовать ArpMod или ArpMod2 в связке с VCF. Результаты будут такими, которые вы не сможете получить ни в одном из популярных синтезаторов так быстро.

Также стоит отметить, что направление движения, указанное в рамках параметра Arp Loop никак не влияет на движение в степ-секвенсоре, которое всегда идет поступательно шаг за шагом. Arp Loop в данном случае характеризует движение по нотам в самом арпеджио, не более того.

XY-управление 

Впервые управление на XY-манипуляторе, также именуемом сейчас XY-падом или XY-джойстиком в программных синтезаторах я встретил еще в конце 90-х прошлого века в одной очень экспериментальной разработке. Тогда за X или Y можно было закрепить любой параметр из выпадающего списка, после чего, смещая кружочек в 2D-поле, мы управляли не только их уровнем, но и взаимоотношением. Затем схожие реализации последовали в синтезаторе Hartmann Neuron, программе FL Studio и так далее, в общем, во всех новаторских разработках.

↑ Наверх ↑

Не обошла такой вариант управления и программа Zebra, естественно, расширив возможности до почти бесконечности, и сделав все очень простым и удобным.

Итак, абсолютно любой регулятор программы (за исключением слайдеров в Arp/Seq) может выноситься на XY-манипулятор, коих в Zebra четыре. Для этого достаточно поднести к нему (регулятору) указатель мыши, нажать правую кнопку мыши и выбрать пункт «assign to», после чего выпадет дополнительный список: X1, Y1, X2, Y2, X3, Y3, X4, Y4. Выбираем, например, X1, после чего заходим в закладку XY в нижней панели программы, и видим, что этот параметр там появился в левом столбце. Также убеждаемся и в том, что за X1 можно закрепить еще семь других параметров (пока это пустые незаполненные поля). Соседний правый столбец соответствует Y1.

После загрузки в X1 наш параметр отобразился в виде цветной полоски, при повороте ручки X1 видны результаты управления.

Подключаем нечто подобное к Y1. Затем переходим в режим интерфейса Perform (переключатель находится сверху возле Synthesis) и начинаем менять положение джойстика в 2D-поле XY1.

Сейчас мы произвели ручную загрузку параметров на внешнее управление. Снизу поля XY1 имеется надпись Not Assigned (не приписано к чему-либо), хотя на самом деле, все работает. Режим «Assigned» в данном случае имеет несколько другой смысл. Дело в том, что если мы собрали свой синтезатор (патч) из множества модулей, есть определенные группы настроек, которыми выгодно управлять вкупе. По мнению автора Zebra таковых четыре: Filters, FilterMod, EnvSpeed и EnvDyn. И, если, к примеру, мы выберем для XY1 вариант assigned to -> Filters, то в него автоматически загрузятся ключевые параметры Cutoff и Res всех использующихся фильтров.

Практический смысл XY-управления 

На самом деле, этот вариант управления очень удобен даже без использования привязки к группам параметров. Например, я хочу, чтобы весь звук вращался по панораме, но при этом менялись частоты срезов фильтров, параметры дилэя и так далее, выводя все на автоматизацию в рамках секвенсора по огибающим. Другими словами, звук синтезатора въезжает, инструмент отыгрывает свою партию, после чего красиво уходит.

Если руководить этим всем по отдельности, то потратится очень много времени на программирование трека. Когда же мы все это группируем в рамках XY-полей, то все очень удобно. Именно поэтому сложные спецэффекты сейчас являются довольно редкими гостями в современных композициях — их довольно сложно программировать.

В завершение серии 

На данный момент ресурсы Zebra кажутся неисчерпаемыми, и это так, индустрии еще понадобится довольно много времени для того, чтобы освоить на практике весь представленный арсенал. Поэтому в ближайшем времени мы услышим как новые звуки и спецэффекты, так и подходы к их формированию. От современных аранжировщиков и саундпродюсеров потребуется новый уровень знаний. Конечно, многим покажется такая постановка вопроса не совсем верной, но давайте вспомним времена групп KLF или Snap, когда их работы считались верхом технологического совершенства. Время не стоит на месте. Сейчас на базе Zebra можно собрать большинство синтезаторов прошлого, и спроектировать многое из будущего.

На форумах, посвященных Zebra, помимо вопросов простого непонимания сущности некоторых модулей (например, многие говорят, что тот же арпеджиатор не удобен, поскольку там нельзя выбрать тип аккорда:)), затрагиваются и более важные темы. Например, высокой требовательности к аппаратным ресурсам ПК при создании сложных пэтчей. Да, это так, но если вы начнете собирать нечто подобное из множества модулей (осцилляторов, фильтров и т.п.), то получите примерно схожую картину.

Работа с Zebra удобна и тем, что в рамках программы можно облегчать ее требования при черновом сведении/аранжировке, переключаясь на меньшее количество голосов.

Помимо самого Zebra и описанного нами ранее Zebralette в комплекте поставки программы имеются еще два плагина — Zebrify (Zebra, работающая в режиме эффект-процессора для входного аудио-сигнала) и ZRev (неплохой профессиональный ревербератор).

Что касается конкурирующих программ, то наиболее близко к Zebra стоит новая версия Native Instruments Absynth, хотя о взаимозаменяемости тут речи не идет. Также вместо продукции от u-he можно предусмотреть вариант использования большого количества различных синтезаторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *