Phaeron-Media ® Music Mix_Sound Компрессия звука.

Компрессия звука.

Компрессия звука. Основы работы с динамическим диапазоном

Компрессия звука – это процесс сжатия динамического диапазона сигнала. Говоря проще, компрессия звука – это выравнивание громкости сигнала таким образом, что тихие участки становятся громче. Звучит достаточно просто, но на практике все оказывается намного сложнее, особенно если всем процессом руководит не опытный продюсер (звукоинженер, музыкант и т.д.). Услышать результат компрессии, зачастую, оказывается достаточно сложно. С проблемой правильной компрессии звука, а точнее сказать, правильной настройки всех параметров компрессора сталкивается не одна сотня звукоинженеров и продюсеров по всему миру.

Тема грамотной настройки компрессора всегда была актуальной, ведь как здорово было бы иметь наглядную инструкцию по настройке этого, действительно, незаменимого прибора. Так много внимания уделяется рассмотрению самих параметров компрессора и так мало – методам его настройки (определенной поэтапной последовательности действий).

Я не хочу сказать, что знание всех опций компрессора не является необходимостью. Это далеко не так. Прежде чем говорить о самом процессе компрессии звука необходимо тщательно разобраться с прибором, которым вы эту компрессию собираетесь делать. Поэтому я рекомендую вам ознакомится со статьёй «Компрессор звука – прибор для работы с динамическим диапазоном сигнала». В ней на примере плагина Fruity Compressor рассмотрены основные параметры типичного компрессора.

И ещё несколько слов о компрессорах.

Каждый прибор обладает своим собственным алгоритмом работы (движком), что отражается на результатах его работы. Кроме того есть однополосные, а есть многополосные компрессоры, которые обычно применяются при мастеринге композиции. Они состоят из нескольких однополосных, каждый из которых воздействует на определенный частотный диапазон (низкие, средние, высокие частоты). Этот диапазон можно регулировать с помощью кроссовера (crossover). Типичный многополосный компрессор С6 от компании Waves представлен на картинке ниже.

компрессия звука

Компрессия звука. Бессмысленное дерганье ручек или грамотный последовательный процесс достижения результата

Как я уже говорил, компрессия – процесс непростой. Поэтому для лучшего контроля результатов компрессии стоит пользоваться осциллографом (например, плагином s(m)exoscope). Этот прибор позволит вам наглядно увидеть разницу между громкими и тихими участками аудио сигнала. Как выглядит s(m)exoscope показано на картинке ниже.

компрессия звука

Как часто приходится видеть в очередном видео уроке как «звукоинженер» показывает как необходимо настраивать компрессор. При этом, этот чудак делает всё на слух, не давая никаких конкретных рекомендаций по настройке. Какова должна быть последовательность действий? С какого параметра начинать и каким заканчивать? Как сделать всё быстро и правильно, а не крутить ручки наугад?

Есть очень неплохой способ, который рекомендует использовать звукоинженер и просто неординарный человек Michael Paul Stavrou (Ставроу М.П.) в своей книге «Сведение разумом». Суть метода заключается в том, чтобы настраивать каждый из параметров несколько обособленно. При этом другие параметры необходимо поставить во временное положение. Кроме того вы должны четко представлять себе какого результата вы хотите достигнуть.

Последовательность настройки компрессора:

1. Выставляем временные настройки:

компрессия звука

– Release минимальный;

– Ratio на максимум;

– Threshold достаточно большой (как пишет сам автор – «чувствительный»)

2. Настраиваем параметр Attack.

компрессия звука

Благодаря тому, что скорость восстановления минимальная и порог срабатывания достаточно мал, вы можете слышать большое количество повторяющихся атак. Это дает возможность удобно оперировать этим параметром. Настройте атаку по необходимости. Если вам нужно подавить всплеск сделайте её минимальной, если наоборот усилить установите параметр, который вас удовлетворит.

3. Настраиваем Release.

компрессия звука

Сделайте релиз настолько длинным, чтобы огибающая компрессии выглядела как можно более естественней. Не делайте релиз слишком коротким. Есть шанс «убить» звук.

4. Настраиваем параметр Ratio.

компрессия звука

Так как отношение выставлено на максимум, будем постепенно его уменьшать. Нам необходимо уменьшить значение так, чтобы эффект которого мы добились при настройке первых двух параметров сохранился.

5. Настраиваем Threshold.

компрессия звука

Порог необходимо выставить так, чтобы компрессор не сжимал звук постоянно. Нескомпрессированные моменты придают звуку своеобразной окраски и естественности.

На первый взгляд – ничего сложного. Однако, весь этот процесс требует внимания, понимания и практики.

Я не даю рекомендаций в числах и не привожу никаких примеров, так как каждый сигнал имеет свою специфику и заслуживает особого внимания.

И ещё раз хочу отметить. Прежде чем использовать компрессию звука убедитесь в том, что это действительно необходимо. И помните, вы должны знать чего хотите добиться.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Как выбрать студийные мониторыКак выбрать студийные мониторы

Нужно ли покупать достаточно дорогие студийные мониторы или «обойдусь и своими Микролабами» Вот мы и подобрались к тому, без чего точно невозможно обойтись в современной студии звукозаписи — да-да, это средства контроля

Советы по микшированию большого барабана и басаСоветы по микшированию большого барабана и баса

Пол Уайт После некоторых недавних «спасательных» работ с проектами наших читателей, я подумал, что будет полезно предложить немного советов относительно того, как заставить большой барабан и бас хорошо работать в

Как выбрать студийные наушникиКак выбрать студийные наушники

Для начала нужно разобраться для каких целей в студии используются наушники. Подсознание наверняка тебе сейчас подсказывает примерно такие варианты: контроль громкости и панорамы, тщательная корректировка пространства и реверберации, настройка тембра звука синтезатора… Стоп-стоп-стоп! Нет, друг